Mike Ivanov (mikeiva) wrote in nastolki,
Mike Ivanov
mikeiva
nastolki

Categories:

Как начать играть в Seasons на BGA: основы правил

Как я уже как-то писал, Seasons - одна из моих любимых настолок. В ней отличный баланс - нет карт, которые однозначно приносят победу, и нет откровенно ненужных: да, какие-то лучше, какие-то хуже, но эти "похуже" вполне могут именно в вашей ситуации стать великолепным орудием победы. Благодаря этому и продуманной игровой системе в ней тактика и расчет играет куда большую роль, чем случайность: я бы сказал, что роль удачи тут - 5-10% максимум. Мне нравится тип взаимодействия игроков - довольно мягкая конкуренция: сделать гадость другому игроку тут можно, но основная игра все-таки "от себя". Наконец, каждая партия тут уникальна - определенные стратегические шаблоны, конечно, есть, но как именно получится их реализовать в данной партии - до ее начала не предскажешь. Поэтому в нее можно играть раз за разом с прежним интересом.

Однако, удобнее в Seasons играть не вживую, а онлайн. Дело в том, что в ней есть разнообразные события, о которых можно за столом забыть, или не вполне очевидные моменты - вроде "какое из этих трех событий должно сработать первым?" - которые гораздо проще оставить на усмотрение компьютера. Кроме того, онлайн-версия, в отличие от печатной, русифицирована. Определенные недостатки у онлайн-версии тоже есть - скажем, из дополнения там взяты только карты, но не новые режимы; так что повод купить коробку и играть вживую тоже есть. Но сейчас мы поговорим об онлайн-варианте. Поэтому отправляемся на boardgamearena.com, регистрируемся, ищем Seasons (самая популярная игра на сайте, между прочим) и либо создаем новую игру, либо присоединяемся к уже существующей.


Перед началом рассказа об игре, наверное, стоит немного сказать об общепринятом игровом этикете на Арене в целом: во-первых, не принято выходить из игры до окончания, во-вторых - вежливо пожелать в начале партии что-нибудь вроде Good luck или Have fun (часто сокращается до GL и HF) и good game (GG) - после окончания.

По ходу игры вы выкладываете карты (="играете заклинания") из своей руки на стол. За ход вы можете сыграть любое число карт, а если у карты есть активируемые способности, их можно сразу же использовать.

Seasons_card2SeasonsCards3Seasons_card4

На карте вы можете увидеть ее
1. Под рисунком карты - стоимость. В стоимость может входить энергия (цветная) и/или кристаллы (черный огонек с цифрой, обозначающий количество - на второй карте). Иногда цена зависит от числа игроков (как в третьем случае)
2. В левом верхнем углу - столько очков она принесет в конце игры
3. Там же - тип карты. Типов два: предметы и помощники. Предметы почти всегда воздействуют только на вас, а помощники взаимодействуют с противником. У предметов приносимые картой очки написаны на фиолетовом фоне, у помощников - на оранжевом.
4. Производимые картой действия. Описываются в текстовом виде, вполне понятным образом. Под стоимостью
5. Обозначения типов эффектов карты. Некоторые карты делают что-то при активации (т.е. если вы на ней щелкнете) - у таких карт в нижнем левом углу нарисована шестеренка; некоторые другие - при наступлении определенных условий (скажем, когда вы играете другую карту или в конце хода) - у них там же нарисована кольцевая стрелка.

Скажем, предмет Потерянная Ваза Йинга стоит по одной единице синей, желтой и зеленой энергии, приносит 6 очков и обладает эффектом: когда вы вводите в игру другую карту, получите одну энергию любого типа. Это эффект, не требующий активации - он срабатывает автоматически при выполнении условия, - поэтому в левом нижнем углу нарисована стрелка. А Тит Пристальный Взор - помощник, который в конце каждого хода отбирает по 1 кристаллу у каждого соперника и передает вам: поэтому его цена зависит от числа участников игры: одна желтая мана при игре вдвоем, две - втроем и три - вчетвером.

Итак, чтобы сыграть заклинание, вам почти всегда будет нужна энергия.

Откуда она берется?

Seasons-Dice
При игре вдвоем кубиков будет предлагаться 3

В начале каждого хода бросается N+1 кубиков, где N - число участников игры, и каждый выбирает себе один. Каждый ход право первого выбора переходит к следующему игроку. Именно эти кубики и определяют, что вы получите в начале своего хода.

Что могут давать кубики?
Во-первых, энергию. Ее вы получаете столько, сколько на кубике соответствующих символов. Скажем, на картинке первый кубик дает одну желтую энергию огня, а третий - две синих энергии воды. Если символов энергии нет, как на втором кубике - ну, значит, не получаете. Обратите внимание: на вашей панели игрока (в правой части экрана) есть место для 7 единиц энергии (отдельные карты могут этот максимум увеличивать или уменьшать). Если в какой-то момент ее оказалось больше - первым делом придется сбросить излишек.

Во-вторых - кристаллы (так в Seasons называются очки победы). Если на кубике есть цифра, то она означает количество получаемых кристаллов. Сколько у вас их сейчас - показывается под вашим ником в панели игроков. В конце игры количество кристаллов суммируется с общей ценностью всех ваших карт - у кого эта сумма окажется больше, тот и победил. Кроме того, кристаллы могут входить в цену некоторых карт или требоваться для их активации.

В-третьих - увеличение магической силы. Обозначается звездочкой. Магическая сила - это число карт, которое вы в данный момент можете иметь на столе. Обозначается цифрой рядом с черной звездочкой в панели игроков и числом пустых белых прямоугольников - на вашей части игрового стола. Максимум у вас их может быть 15. Вы не можете вывести на стол очередную карту, если ваша сила не превышает числа имеющихся карт; однако если какой-то эффект уменьшит вашу силу, сбрасывать лишние карты не придется.

В-четвертых - возможность взять из колоды еще одну карту - второй кубик на картинке. Так как возможности взятия карт в игре очень ограничены (есть некоторое количество заклинаний с таким эффектом), то этот кубик обычно весьма ценен. Однако учтите: в конце игры за каждую неразыгранную карту вы получите 5 штрафных очков.

В-пятых - возможность трансмутировать энергию. Обозначается рамочкой вокруг прочих значков на кубике. Трансмутация - это превращение энергии в кристаллы. Пользоваться этой возможностью можно столько раз в ход, сколько хочется. Для этого надо выбрать жетоны энергии на своей панели игрока и нажать кнопку "Трансмутировать" в верхней части экрана. А вот "курс обмена" при этом превращении зависит от времени года - так что теперь самое время взглянуть на наш календарь.

Seasons-Calendar
Зима не то что близко, а прямо-таки началась

По внешнему краю круга идет разметка месяцев, по которым двигается черный кубик - указатель текущего месяца. В центре - указатель, какой год сейчас идет. Игра длится три года, если после очередного хода всех игроков указатель оказаося в четвертом - игра заканчивается. Год начинается с зимы, - ну, дальше вы догадываетесь :)

Теперь посмотрите на область между внешним кольцом и внутренним кругом. Символы энергии означают следующее: зимой на кубиках будет наиболее часто встречаться энергия воды и ветра - синяя и красная. За ее трансмутацию вы получите по 1 кристаллу. Желтая энергия огня будет встречаться реже, ее можно трансмутировать в 2 кристалла. Наконец, зеленая энергия земли на кубиках этого времени года не встречается вовсе, но если она есть у вас в резерве, то ее можно трансмутировать в три кристалла.
Весной соотношение изменится: теперь желтая станет дорогой и недоступной для получения, красная будет встречаться редко, а синяя и зеленая - часто.

Как двигается указатель времени года?
Каждый ход из всех брошенных кубиков один остается не выбранным игроками. Обратите внимание на точки в его нижней части: сколько этих точек, на столько месяцев передвинется указатель. Так что иногда выбирать кубик вам придется не по тому, что он приносит, а ориентируясь на нужную скорость течения времени.
Как только первый год закончится, в вашу руку добавятся те карты, которые вы отложили на второй год, далее - аналогично с третьим.

Ну и под конец - про четыре кнопки вокруг календаря. По ходу игры вы можете трижды использовать "бонус". Их 4 вида, которые можно использовать в любых сочетаниях - например, три раза один и тот же, или все три разных, или не использовать вовсе. Не использовать, конечно, выгоднее, потому что за первое использование вы потеряете 5 очков, за второе - еще 7, а за третье - еще 8.

"Бонусы" бывают следующие:
1. Левый верхний угол. Обменять два жетона энергии на жетоны любых цветов.
2. Левый нижний угол. Увеличить свою колдовскую силу на 1.
3. Верхний правый угол. Получить возможность Трансмутировать в этот ход, причем с +1 к официальному курсу.
4. Если в этот ход вы должны взять карту, то вместо этого можете взять две верхние и выбрать одну из них. Единственный бонус, который почти всегда бесполезен: сам пытался им пользоваться раза три, но не заметил особой выгоды, чтобы пользовались другие - вообще не помню.

Наконец, в правой части экрана показывается уже упоминавшаяся панель игроков.
Seasons5
Панель игроков

Там виден выбранный каждым на данный ход кубик, количество кристаллов - число перед желтой звездочкой под ником игрока, энергия в резерве, магическая сила (после черной зведочки), число карт в руке (после значка руки), штрафы за использованные бонусы (в зеленом кружочке) и маркер первого игрока (черный кубик). Там же появляется кнопка "Выбрать этого игрока", если вы играете карту, для которой требуется выбор соперника.

На желтый флаг и лавровый венок наверху не обращайте внимания - если у вас куплен премиум-аккаунт на BGA, то там будет показываться рейтинг. Еще премиум дает возможность смотреть подробную послеигровую статистику, более никаких преимуществ не имеет.

Итак, с правилами разобрались, так что несколько общих замечаний о ходе игры.

В зависимости от уровня сложности, игра начинается либо с драфта карт (на "Начинающий маг" этого нет), либо сразу с их распределения на 3 кучки: 1 год, 2 год, 3 год. Советовать что-то по тактике драфта я, наверное, не буду пытаться - сначала вам стоит сыграть 1-2 партии без него, тогда вы быстро сами поймете, что к чему.

Что же касается распределения карт по годам в начале игр, то могу посоветовать следующее.

В третий год однозначно откладываете карты, у которых нет никаких эффектов по ходу игры. Скажем, Шлем Рагнора - "Приносит 20 дополнительных кристаллов в конце игры, если у вас сыграно больше карты, чем у других игроков". Никакой необходимости в нем раньше последнего года у вас нет. Сюда же отправляются карты вроде Сапог времени - "Переместите указатель на три месяца вперед или назад" - он позволит вам затянуть или сократить игру неудобным для соперника образом. Также в последний год стоит откладывать карты, эффект которых пропорционален числу ваших карт в игре, таких, как Скипетр величия: получите по 3 кристалла за каждый предмет у вас в игре.

В первый год - берите те карты, эффекты которых вам нужны по ходу всей игры. Типичный пример - Посох весны: "Когда вы играете карту, получите 3 кристалла". Понятно, что чем больше карт вы сыграете, когда Посох уже на столе, тем больше он вам поможет. Или Песочные часы времени: при каждой смене времен года получите энергию на ваш выбор.

Карты, которые приносят вам другие карты - скажем, Амулет огня: посмотрите верхние 4 карты в колоде и возьмите одну из них - лучше не откладывать до последнего, чтобы вы успели новыми картами воспользоваться.

Во второй год чаще всего попадают карты, которые либо "не уместились" в первый, либо хороши, но не с самого начала игры. Скажем, Скупой Фигрим крадет кристаллы у противников в каждую смену времен года. В начале кристаллов ни у кого нет, так что особой необходимости в нем в первом году все равно не будет. Сюда же часто попадают заклинания со сложной стоимостью, которую не удастся так сразу собрать во время первого года.

В первые ходы часто ничего не происходит: нужно накопить энергию подходящих цветов, колдовскую силу и т.д. Ближе к концу игры количество возможных действий резко возрастает (у вас появляется много карт на столе, часть которых обладает разнообразными эффектами, что увеличивает ваши возможности), так что последние ходы обычно гораздо длиннее первых. В целом, набравшись некоторого опыта, партию на двоих вы будете играть минут за 20-25.

Стандартный победный счет в игре - где-то 150-170. Но бывает и сильно больше - скажем, недавно я умудрился проиграть, набрав больше 260 очков. Поэтому штрафы за использование бонусов не так уж страшны.

Ну а если вы захотите узнать не только как играть, но и как выигрывать - можете заглянуть в крутой гайд по стратегии (на английском): http://boardgamegeek.com/thread/899703/strategy-guide.

Если этот пост показался вам интересным и полезным, то как-нибудь намекните на этот факт - тогда я постараюсь не лениться и еще по паре игр написать.
Subscribe
promo nastolki may 29, 2017 18:59 2
Buy for 100 tokens
Это тактическая карточная настольная игра в мире постапокалипсиса. В ней банды рейдеров воюют за последние ценности погибшего мира. Игровой процесс: у каждого игрока есть колода, состоящая из подручных его банды. Каждая банда непохожа на другую как визуально, так и по стилю игры. Игроки…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments