skyruk (skyruk) wrote in nastolki,
skyruk
skyruk
nastolki

Военные игры: Доу-шу-ци.


Praxeo Le Mans 101227 02 P1020712
Извините, что без приглашения.
Делаю перепост в это сообщество по просьбе rhunwolf
Сегодня я хочу рассказать о занимательной настолке, которая у нас совершенно неизвестна. Однако стоит мне запустить на планшете эту игрушку, и вокруг неё мгновенно сталкиваются ребячьи головы. Что-то в ней есть очень притягательное для детей. Жаль, что у нас не продают игровые наборы (возможно, мы скоро ликвидируем этот пробел :). В Китае коробочку с деревянными фишками и бумажным полем можно купить в любой канцелярской лавочке или магазинчике настольных игр. Обычно её называют «Джунгли».
.
pic20314_lg
ДОУ ШУ ЦИ (кит. 鬥 獸 棋, упр. 斗兽棋) букв. «ИГРА БИТВА ЗВЕРЕЙ», также «ДЖУНГЛИ» - очень популярная в Китае детская шахматная игра, где фишки с изображением зверей рубят друг друга по принципу камень-ножницы-бумага. Помимо прямой кальки с китайского (пиньинь Dou Shou Qi) также известна на Западе как «The Jungle Game», «The Animal Game», «Chinese Animal Chess», «Jungle Chess», «Animals Chess», «Oriental Chess» и «Children's Chess».
.
Впервые на Западе эту любопытную игру описал в XIX веке английский математик Дэвид Буш. Игра мало известна за пределами Китая, и скорее всего, является не очень давним изобретением. Трудно сказать, являются «Джунгли» шахматной или всё-таки шашечной игрой, однако если судить по способу взятия (а он шахматный), то будет правильным отнести их к своеобразным курьёзным квази-шахматам, тем более, что их внешний вид и игровая механика имеют много общего с сянци.
.
Для игры применяется особая прямоугольная доска с разметкой 7х9 клеток, на которой выделены следующие участки:
Dou_shou_qi_riverDou_shou_qi_traps.
* Две клетки-логова (кит. «шоу сюэ» – 兽穴) – d1 и d9; (на рисунке вверху слева).
* Шесть клеток-ловушек, окружающих логово по вертикали и горизонтали (кит. «сиан йинг» – 陷阱) – с1, с9, d2, d8, e1 и e9; (там же).
* Два особых участка – «пруды» (кит. «он чуан» – 河川) 2х3 клетки каждый, расположенные строго посередине доски на вертикалях b-c и e-f; (на рисунке вверху справа). «Пруды» недоступны почти для всех фигур. Таким образом получается, что два вражеских «лагеря» связывают только три узкие дорожки – вертикали a, d и g.
dou_shou_qi_jungle_game-pieces-values1.
У каждого игрока 8 фигур, это, по убывающей (по старшинству и значимости):
8 – Слон («Сян» – 象);
7 – Лев («Ши» – 狮);
6 – Тигр («Хю» – 虎);
5 – Леопард («Бао» – 豹);
4 – Волк («Лан» – 狼);
3 – Собака («Гоу» – 狗);
2 – Кошка («Мао» – 猫);
1 – Крыса («Шу» – 鼠).
.
Dou_shou_qi_boardВ отличие от сянци, фишки в Джунглях ставятся не на перекрестья, а в клетки доски. Начальная расстановка такова: слон – a3, тигр – a1, кошка – b2, волк – c3, леопард – e3, собака – f2, крыса – g3 и, наконец, лев – g1. Лев у каждого игрока справа, слон – слева. Чёрные повторяют расстановку в перекрёстной позиции (т.е. чёрный слон находится напротив белой крысы – и наоборот).
5494b72d-e103-473e-bede-8fec787285c2.
Первыми ходят чёрные. Каждая фигура ходит только на одну соседнюю клетку по вертикали или горизонтали в любом направлении (диагональные ходы запрещены) и рубит вражескую по принципу камень-ножницы-бумага: вниз по убывающей, причём, крыса бьёт слона.
.
Хоть это выглядит курьёзом, в Китае традиционно считается, будто крыса может забраться слону в хобот и этим довести его до бешенства. (На самом деле, конечно, никакая крыса на это не отважится, ибо риск окончить свои дни летучей крысой довольно высок.) Другое поверье гласит, будто крыса может забраться слону в ухо и в прямом смысле слова выжрать ему мозги… В общем, так или иначе, по условиям игры крыса побивает слона – и остановимся на этом.
.
Равные по силе животные также бьют друг друга в зависимости от очерёдности хода.
.
В игре есть несколько любопытных тонкостей, которые делают её тактику непростой и довольно увлекательной:
.
elephant-n-mouse
1). Крыса может «нырять» в пруд и находиться там сколь угодно долго (однако она не может оттуда атаковать). Все прочие животные входить в «пруд» не могут, соответственно, не могут и убить находящуюся там крысу. При этом крыса, находясь в воде, может встать на пути льва или тигра и не дать им перепрыгнуть «пруд». Две крысы в одном «пруду» могут атаковать друг друга.
.
2). Лев и тигр могут перепрыгивать с одного берега «пруда» на другой, как вдоль, так и поперёк, и этим же ходом могут рубить фишку противника. Однако они не могут перепрыгнуть оба «пруда» одним прыжком. И находящаяся в воде на линии прыжка крыса блокирует такой прыжок.
.
3). Любое животное, вошедшее в клетку-ловушку (коих у с каждой стороны доски три), теряет свою силу, становится уязвимым на всё время, покуда оно в ней пребывает, и может быть съедено любой фишкой противника, оказавшейся рядом. Ловушки не действуют на свои фишки, они могут ходить по ним свободно.
.
Целью игры является провести любую свою фишку в «нору» противника. Игрок, которому это удалось, считается победителем. Фишки не могут входить в собственную «нору». Ничьих в игре не бывает.
.
Варианты правил:
Lion-Tiger-1
* В некоторых вариантах правил джунглей собака также может войти в пруд (что вполне справедливо, ибо собаки, вообще-то, неплохо плавают :). Находясь в воде, собака также преграждает тигру и льву прыжок через пруд, если находится на линии их прыжка. При этом собака в пруду может убить крысу, но не может схватить её из воды, если крыса на суше;
.
* Крыса может атаковать слона из пруда;
.
* Слон не может убить крысу ни при каких обстоятельствах (мотивируется тем, что юркая маленькая крыса может увернуться от атаки неповоротливого слона);
.
* Лев и тигр равны по силе и могут рубить друг друга (это поздняя версия);
.
* Лев не может перепрыгнуть пруд по горизонтали;
.
1016132_stock-photo-mouse-and-elephant-for-coloring-book
* Леопард тоже может перепрыгнуть через пруд, но только по горизонтали, а не по вертикали, поскольку он не так силён, как лев и тигр. Крыса в пруду на его пути также препятствует прыжку;
.
The-Fox-and-the-Wolf-Dog-disney-crossover-30971332-415-500
* Все ловушки действуют на всех. Если зверь зашёл даже в свою ловушку, он всё равно становится уязвим для любой фишки противника, независимо от её ранга;
.
* Вместо волка играет фишка-лиса, в этом случае собака (ранг 4) сильнее лисы (ранг 3);
.
* Существует версия правил, где слабые животные (с 1 ранга по 4) могут двигаться по ловушкам без потери силы (мотивация такая, что они де лёгкие и в яму не провалятся);
.
* Существует также вариант игры «втёмную»: квадратные фишки размещаются на ребре так, что каждый игрок видит только масть своих фишек, и каждое столкновение непредсказуемо, поскольку фишки открываются только в момент атаки;
.
* Существует упрощённая версия игры под названием «Звериные шашки», на поле которой нет ловушек и рек, а из фишек наличествуют только крысы, собаки, тигр и слон.
.
pic628893_lg0
* Существует также и продвинутая версия, где к обычному игровому набору добавлено ещё по два зверя: обезьяна и змея. Обезьяна располагается по старшинству между волком и кошкой, однако может ходить на одну клетку в любом направлении, в том числе по диагонали. Змея располагается по старшинству между леопардом и собакой и ходит также на одну клетку (в том числе по диагонали), но только вперёд, без возможности отступления.
winged_rat
.
Обычно на Востоке используют плоские круглые фишки с нанесёнными на них иероглифами, подобные фигурам сянци, но сегодня можно встретить адаптированные и даже пиктографические наборы с рисунками зверей, которыми проще играть детям и иностранцам.
.
© Дмитрий СКИРЮК
Subscribe
promo nastolki may 29, 18:59 2
Buy for 100 tokens
Это тактическая карточная настольная игра в мире постапокалипсиса. В ней банды рейдеров воюют за последние ценности погибшего мира. Игровой процесс: у каждого игрока есть колода, состоящая из подручных его банды. Каждая банда непохожа на другую как визуально, так и по стилю игры. Игроки…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments